Складское транспортное оборудование

Складская техника: автопогрузчики, штабелеры, тележки, стеллажи.

Затраты на погрузку и разгрузку

Как уже отмечалось затраты на процессы транспортирования и перемещения материалов составляют 20—35 % в себестоимости продукции, а для сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности они еще выше. Вот почему основной задачей специалиста по Складским и транспортным погрузочно-разгрузочным работам является сведение таких работ к минимуму. Его девизом может быть выражение: "Самое лучшее достижение в организации Складских транспортных погрузочно-разгрузочных работ - их отсутствие". Это становится нашей целью. Даже когда предприятия и склады будут полностью автоматическими, мы вынуждены будем совершенствовать программное и аппаратное обеспечение производственных систем.
Процессы транспортирования и перемещения материалов неизбежно предполагают движение материалов, а каждое движение обязательно включает операции погрузки и разгрузки. В большинстве случаев места погрузки и разгрузки находятся на некотором, так называемом транспортном расстоянии.
Поскольку затраты на погрузку и разгрузку являются относительно постоянными, то в качестве переменной величины, определяющей стоимость Складских транспортных погрузочно-разгрузочных работ, выступает транспортное расстояние.
По мере увеличения расстояния или фактора времени затраты на перемещение и транспортирование единицы продукций возрастают (при условии, что другие факторы остаются неизменными). Например, обработка грузов в точке А стоит дешевле, чем обработка их в точке В.
Таким образом, когда затраты на погрузку и разгрузку материалов не меняются, единственной независимой переменной становится расстояние или время, необходимое для доставки груза от места первоначальной погрузки до места хранения, складирования или уничтожения.
Можно назвать три основных операции в процессах транспортирования и перемещения материалов: погрузка; транспортирование; разгрузка. Независимо от того, насколько сложной становится проблема транспортирования и перемещения грузов, в ее основе лежат именно эти три операции.
В целях лучшей организации труда и бухгалтерского учета на многих промышленных предприятиях отделяют основную работу от второстепенной, вспомогательной. Соответственно выделяются основные и вспомогательные рабочие, различные системы оплаты труда. Складские транспортные погрузочно-разгрузочные работы всегда относятся к вспомогательным, а труд рабочего, который перемещает предмет труда на рабочее место оператора станка, считается подсобным. Фонд заработной платы этой категории рабочих доходит до 20—40 % общего фонда заработной платы промышленно-производственного персонала. Однако часть затрат на транспортирование и перемещение материалов остается скрытой в издержках на оплату труда основных рабочих, которые большую часть своего рабочего времени также затрачивают на перемещение предметов труда.
В отдельных случаях основные рабочие затрачивают больше труда на установку, снятие и перемещение деталей, чем подсобные рабочие. Без учета этих затрат затраты на транспортирование и перемещение материалов составляют примерно 35 % себестоимости продукции. Какова же их действительная величина? Перед специалистом по Складским и транспортным погрузочно-разгрузочным работам встает еще одна задача: определить скрытые затраты и устранить их, либо минимизировать. Мы обсудим пути решения этой задачи позднее, в частности когда коснемся вопросов организации производственных процессов и грузопотоков.
В дополнение к трем основным операциям транспортирования и перемещения материалов, необходимо рассмотреть еще два фактора, влияющих на затраты: номенклатуру продукции; размер груза. Чем шире номенклатура выпускаемой продукции, тем с большим числом форм, видов и размеров деталей приходится иметь дело. С ростом номенклатуры стоимость переработки грузов неизменно повышается из-за различных размеров груза. Переработка грузов существенно усложняется, если на приемную площадку поступают стальные барабаны, картонные коробки, неоднородные грузы на поддонах. Приходится использовать различные методы и оборудование, что удорожает операции. С другой стороны, если обрабатываются только картонные коробки одинаковых размеров, задача упрощается, оборудование может быть стандартизировано, а затраты на единицу продукции снижены до очень низкого уровня. Таким образом, можно заключить: "Чем меньше номенклатура продукции, тем ниже затраты на Складские транспортные погрузочно-разгрузочные работы".
Размер груза оказывает различное влияние на затраты в зависимости от ряда условий. Например, с увеличением размеров грузовой единицы затраты на Складские транспортные погрузочно-разгрузочные работы обычно снижаются. Нагрузить и переместить поддон с кирпичом дешевле, чем переносить на лотке с места на место несколько штук кирпича. Транспортирование на поддоне четырех мешков муки экономически выгоднее, чем переноска каждого мешка в отдельности. В свою очередь, если масштабы производства позволяют использовать специальные транспортные средства для перевозки муки, то это обходится еще дешевле, чем затаривать муку в мешки и укладывать мешки на поддоны. Таким образом, все относительно, но, вообще говоря, чем больше размеры груза, тем ниже затраты на Складских транспортных погрузочно-разгрузочных работ, при условии, что объемы грузооборота оправдывают приобретение специального оборудования.

д