Складское транспортное оборудование

Складская техника: автопогрузчики, штабелеры, тележки, стеллажи.

Причины травматизма

Техническое состояние транспортных средств — например, механические неисправности — по-видимому, не является основным фактором, влияющим на безопасность работ. Число аварий, вызванных техническим состоянием транспортных средств, составляет менее 1 % (0,7 %) всех аварий вилочных погрузчиков. Вообще говоря, безопасность работ зависит от многих факторов, но другие факторы не столь важны, как неправильные действия водителей и рабочих.
Причины травматизма. Будем исходить из того, что никто преднамеренно не совершает аварий. Аварии происходят помимо воли людей. Почему же они происходят? Можно назвать три основных причины:
1) недостаточный уровень профессионального мастерства оператора;
2) снижение внимания оператора к выполняемой работе; 3) оператор идет на неоправданный риск, полностью сознавая возможные последствия своих рискованных действий.
В первом случае оператор не владеет знаниями и навыками, необходимыми для безопасной эксплуатации транспортного средства. Вот почему нормативными актами предусматривается обязательное обучение операторов вилочных погрузчиков, прежде чем они будут допущены к работе.
Во втором случае операторы перестают концентрировать свое внимание на том, что они делают. Это может случиться даже с самым опытным водителем. Обычно, когда человек утомлен, его защитные реакции ослабевают, и вероятность принятия неправильного решения сильно возрастает.
Недавнее исследование на автотранспорте показало, что самых надежных водителей отличает одно общее качество: напряженная концентрация внимания на управлении автомобилем. Эти водители ничем не выделялись во время других различных испытаний, например при проверке знаний дорожного движения, но они превосходили остальных в том, что постоянно думали о том, что они делают в процессе вождения.
Третью причину - неоправданный риск - очень трудно устранить. Все мы в течение дня в какой-то мере рискуем, например переходя оживленный транспортный перекресток. Никто не застрахован от того, что не попадет под машину. Но каждый из нас должен уметь провести черту между оправданным и неоправданным риском.
Программа по сокращению травматизма. Изучив типы и причины несчастных случаев и травматизма, мы можем составить программу, целью которой является снижение (или, как мы все надеемся, ликвидация) травматизма.
Хорошая организация обучения. Успешная учебная программа для операторов вилочных погрузчиков начинается с отбора кандидат и так, если у работника отобрали водительские права, то нет никаких оснований полагать, что он будет соблюдать большую безопасность при работе на вилочном погрузчике.
Кандидаты должны пройти врачебный осмотр, при этом медицинские нормы должны соответствовать условиям работы. Незачем требовать от операторов погрузчиков, скажем, такой же остроты зрения, как у летчиков. Однако работники, страдающие заболеванием сердца, эпилепсией, требующие постоянного наблюдения врачей, не должны допускаться к обучению, поскольку работа в качестве операторов вилочных погрузчиков потенциально опасна для окружающих и для них самих
Все операторы должны пройти хорошую подготовку, прежде чем сядут за руль погрузчика, как этого требует, и не без основания, Национальная ассоциация по техническому надзору. Обучение означает больше, чем проведение для группы будущих операторов ускоренного курса теоретических занятий, после чего им выделяют погрузчики и учащиеся начинают работать самостоятельно. Помимо изучения правил должны быть отработаны практические навыки вождения.
Хорошая организация обучения дает дополнительные преимущества. Хотя изучение техники безопасности не является основной целью обучения, вопросы обеспечения безопасности работ обязательно рассматриваются в учебниках, наставлениях, во время практической езды, что отражается на эксплуатации и ремонте погрузчиков.
Затраты на ремонт погрузчиков спустя 6 месяцев после завершения такой программы значительно снижаются. Это говорит о высоком качестве обучения, поскольку у оператора появляется заинтересованность в лучшем уходе за своей машиной. В то же время необходимо периодически проводить повышение квалификации, не только для совершенствования знаний и умений, но для поддержания высокого уровня организации труда.
Наблюдение за работой операторов, завершивших обучение. Для того чтобы операторы не сумели привыкнуть к неправильным приемам вождения, необходимо наблюдение за их работой с момента окончания обучения. Психологи говорят, что требуется семь лет, чтобы отучиться от вредной привычки. На производстве не могут ждать так долго, чтобы изменить поведение работника. "Сопровождение" следует начать немедленно после обучения. Не надо ждать, когда вредная привычка укоренится, чтобы потом попытаться от нее избавиться. Исправляйте ее немедленно - прежде чем произойдет авария. Убедитесь, что у оператора сформировались хорошие навыки, необходимые для эффективной и безопасной работы.
Контроль за соблюдением техники безопасности. Для обеспечения безопасности практической деятельности операторов вилочных погрузчиков необходимо контролировать их работу. Контроль должен сочетаться с применением мер как воздействия, так и поощрения. Меры воздействия включают последовательное применение дисциплинарных наказаний. Дисциплинарное наказание может быть более суровым, когда оно необходимо для исправления личности.
Меры "поощрения преследуют цель выработать у оператора навыки безопасной работы и основываются на положительных эмоциях. Например, следует незамедлительно похвалить оператора за то, что он не забыл подать звуковой сигнал при пересечении оживленного перекрестка. Если повторять такую похвалу, то это подействует положительно на закрепление полезного навыка.

д