Складское транспортное оборудование

Складская техника: автопогрузчики, штабелеры, тележки, стеллажи.

Безопасность при работе с погрузчиком

Для того чтобы лучше изучить вопросы техники безопасности на предприятии, рассмотрим 9 видов наиболее часто встречающихся несчастных случаев при работе с вилочным погрузчиком. 1. Наезд на пешехода. Это наиболее распространенный вид несчастного случая на участке, где используется вилочный погрузчик. Погрузчик, движущийся даже с небольшой скоростью, не может остановиться мгновенно. Собственная масса автопогрузчика грузоподъемностью 2 т составляет 3 т. Наезд такой машины на человека безусловно ведет к тяжелым последствиям, иногда к смертельному исходу.
Приведем несколько примеров подобных несчастных случаев.
а. Рабочий не обращает внимания на то, что делается вокруг него, и делает шаг навстречу движущемуся погрузчику или оказывается в непосредственной близости сбоку от него. Боковой удар, возможно, сам по себе не вызовет сильной травмы, но если рабочий будет отброшен
на груду острых металлических деталей, он получит очень серьезные повреждения.
б. Рабочий идет рядом с движущимся погрузчиком. Когда оператор начинает делать поворот, передние колеса погрузчика переезжают через ногу рабочего.
2. Погрузчик опрокидывает контейнер или деталь на рабочего. Оператор должен постоянно помнить об опасности, которой подвергается рабочий, оказавшийся между погрузчиком и каким-либо фиксированным предметом. Ниже приведены три типичных примера.
а. Погрузчик с грузом движется по проходу. Один из контейнеров оказывается несколько выдвинутым в проход. Оператор видит препятствие, но считает, что он может его объехать, или из-за снижения внимания он не замечает препятствия. Продолжая движение, погрузчик толкает
контейнер на рабочего, стоящего за ним. Позади рабочего находится неподвижный предмет, например, стена, верстак, станок. В результате —гибель или ранение человека.
б. Оператор доставляет на рабочее место контейнер с деталями. Рабочий, занятый на данном рабочем месте, сосредоточил свое внимание на выполняемой операции и не следит за движением погрузчика.
Оператор решает подвинуть контейнер поближе к рабочему и быстро отъехать, не отвлекая рабочего от работы. Во время маневра рабочий внезапно поворачивается и делает шаг в сторону погрузчика. Рабочий
оказывается между контейнером и неподвижным предметом и может быть раздавлен.
в. Оператор погрузчика загружает материал на полки двухстороннего стеллажа. Он помещает груз в свободную ячейку на вторую (третью и выше) полку стеллажа и даже не замечает, что при этом сталкивает крупногабаритный груз из смежной ячейки. Служащий, проводящий в
этот момент инвентаризацию с противоположной стороны стеллажа, получает травму. (Подобный несчастный случай имел место на одном из предприятий Среднего Запада несколько лет тому назад. Только вместо одного служащего в проходе по другую сторону стеллажа находились
двое: один пересчитывал материальные ценности, а другой делал записи и навешивал бирки. С высоты примерно 6 метров на них был сброшен грузовой пакет на поддоне. Оба получили серьезные травмы, один остался на всю жизнь калекой. Печальный случай, который никогда не должен
повториться.) Предохранительные упоры между секциями составных стеллажей позволяют предотвратить подобные несчастные случаи.
3. На оператора падает груз, когда он пытается подвинуть его руками. Груз может находиться на вилах погрузчика, на полу. Оператор выходит из кабины погрузчика, чтобы плотнее установить груз. Либо груз падает с вил погрузчика на ноги оператора, либо из контейнера падают детали и попадают оператору на ноги.
4. Оператор или другой рабочий, работающий с ним в паре, получает травму в тот момент, когда он садится в погрузчик или высаживается из него. При этом чаще всего повреждаются коленный либо голеностопный сустав. Причина травм не всегда понятна. Травма может быть следствием переноса тяжести на одну ногу, что бывает при посадке и высадке из погрузчика, либо человек может поскользнуться или споткнуться о предмет, лежащий на полу и серьезно повредить ногу.
5. Оператор не успевает среагировать на возможную опасность и затормозить. Хотя опрокидывание относится к числу сравнительно редких аварий, большинство операторов могут вспомнить случаи, когда
лишь по счастливой случайности избежали несчастья. Это одна из серьезных аварий, зачастую заканчивающаяся смертельным исходом. В любом случае аварию можно предотвратить, если оператор оценит ситуацию и снизит скорость движения погрузчика. Поворот или движение по наклонному спуску особенно опасны, если они выполняются на большой скорости. Четырехколесные погрузчики более устойчивы, чем трехколесные. Движение с высокой скоростью может привести к опрокидыванию любого погрузчика. Повышение высоты расположения центра тяжести погрузчика, высокая скорость и движение по криволинейной траектории вызывают потерю устойчивости и опрокидывание.
6. Столкновение с транспортным средством. Этот вид аварии может произойти в любой момент, с трагическими последствиями, особенно если другое транспортное средство меньше погрузчика.
Персонал предприятий часто использует небольшие транспортные средства: мопеды, велосипеды. Из-за невнимательности водителя или превышения скорости эти средства становятся потенциальным источником транспортных происшествий, особенно на перекрестках.
7. Погрузчик съезжает с края погрузочной площадки. Это еще один вид аварии с высокой вероятностью гибели людей. Каждый раз, когда погрузчик съезжает с площадки (двигаясь задним ходом, или
слишком близко к неогражденному краю платформы) оператор либо погибает, либо получает серьезные ранения.
Распространенной причиной аварии во время обслуживания погрузчиком автотранспортного средства является отсутствие блокировки колес автомобиля с обеих сторон.
Правилами Национальной ассоциации по техническому надзору запрещается загружать или разгружать транспортное средство без установки под колеса упоров, исключающих его самопроизвольное движение. Однако операторы погрузчиков сплошь и рядом нарушают это правило.
Иногда не ясно, кто же отвечает за обязательную блокировку колес автомобиля. В любом случае за это несет ответственность оператор погрузчика, о чем его следует инструктировать. Не обязательно ему самому ставить башмаки или упоры под колеса автомобиля, но он обязан проследить за этим, прежде чем въезжать на трейлер.
Велика вероятность аварийной ситуации при обслуживании открытых железнодорожных платформ и прицепов. Оператор не всегда правильно определяет расстояние до края платформы при движении задним ходом и может свалить погрузчик.
8. Оператор получает травму из-за того, что часть его тела выступает за габариты погрузчика. Оператор высовывает руку или ногу за пределы кабины, что ведет к ушибу, порезу, вывиху или другой травме конечности.
Могут сказать, что это случается очень редко. Совсем нет. Был случай, когда оператор, управляя электропогрузчиком, ударился головой о строительную колонну, проезжая мимо нее. Он высунул голову с левой стороны погрузчика, чтобы посмотреть вперед. Видимость была отличной, погрузчик двигался без груза, но ехал он не по той стороне широкого прохода (5 м).
9. Оператор получает травму от упавшего предмета. Все вилочные погрузчики должны иметь защитное ограждение в виде навеса, когда погрузчик поднимает или перемещает груз на высоту грузоподъемника.
Это ограждение предохраняет водителя от падающих предметов. Однако существует опасная зона между ограждением и грузоподъемником. Находясь в этой зоне оператор должен работать с повышенным вниманием.
При установке груза в штабель оператор поднимает вилами груз и осторожно перемещает его на место. Однако контейнер, который устанавливает оператор, может быть перегружен или неустойчив. При маневрировании с грузом погрузчик может наехать на неровность покрытия или какой-либо посторонний предмет. Небольшого толчка бывает достаточно, чтобы свободно лежащие в контейнере детали упали рядом с грузоподъемником. Иногда достаточно простого подъема грузозахватного механизма и наклона колонны, чтобы неустойчивый груз соскользнул вниз на оператора. Специальные упоры и повышение устойчивости грузов помогают предотвратить многие из упомянутых аварий.
Заключение. Мы рассмотрели некоторые наиболее распространенные при производстве погрузочно-разгрузочных работ аварийные ситуации и их последствия. Помимо прямого социального ущерба аварии наносят и экономический ущерб, в том числе косвенный, связанный с заменой работников, выплатой компенсации и т.д.
Небольшому предприятию повторяющиеся случаи аварий и производственного травматизма грозят разорением. Компенсация достигает больших размеров, поэтому серьезный несчастный случай на производстве вовлекает предприятие в большие расходы.
На небольшом предприятии может использоваться только один погрузчик. В результате аварии он может выйти из строя. Вполне возможно, что придется нанять на работу временно еще одного оператора. По итогам года предприятие вместо прибыли получит убытки, поскольку косвенные расходы, связанные с производственным травматизмом могут в несколько раз превысить прямые расходы.

д